60.84610.5274
56.07940.1513

XML имеет неверный формат

27 Апреля
°

Наш телефон(831)4163113
18.01.2013
Загадка народа айны
Народ айны по численности очень небольшой (около 20 тысяч человек), живет на севере японского острова Хоккайдо.

Ученые давно обратили внимание на то, что айны сильно отличаются и по языку и по физическому типу как от японцев, так и от других народов Дальнего Востока. Для народов монголоидной расы характерны, например, редкие волосы на лице. У айнов — пышные бороды и усы, необыкновенно густые волосы на голове. К европеоидной расе айнов тоже нельзя отнести, так как кожа у них не белая, а желтоватая, лицо плоское. Иногда встречается и так называемое «монгольское веко».

В течение многих десятилетий ученые самых различных специальностей — антропологи, этнографы, археологи, географы, лингвисты — пытались разгадать загадку этого таинственного народа. В 60-х годах прошлого века известный русский географ и этнограф академик Л. И. Шренк писал: «Нет народа, с котором, как об айнах, было бы выражено в короткое время столько разнообразных, даже противоречащих друг другу мнений относительно происхождения или племенного родства с другими народами».


До сих нор точно неизвестно, откуда пришли айны. Согласно легенде, родоначальница айнов приплыла на остров откуда-то с запада. Этой «западной» точки зрения придерживались и некоторые ученые. Так, академик Шренк предположил, что айны сначала жили на материке, откуда их вытеснили на острова монголоидные племена. Он обозначил и путь вероятностной миграции айнов: через Корею и острова Цусима на японский остров Хонсю и затем на Хоккайдо.


Согласно другой гипотезе, айны — народ европейского происхождения. Существовала даже гипотеза, что язык айнов сродни индоевропейским языкам.


Третья гипотеза, объясняющая происхождение айнов, говорит, что родину айнов надо искать не на западе, в Европе или на азиатском материке, а на юге, на островах Океании. Последние исследования советских антропологов дают основания предположить, что ближайшие родственники айнов — это коренные обитатели Австралии.


Окончательно вопрос о том, откуда пришли айны так и не решен. Известно лишь, что, когда японцы высадились на Хонсю, значительная часть его уже была заселена айнами. Об этом свидетельствуют, в частности, строки одной из старейших японских книг, датированной 712 годом: «Когда наши августейшие предки спустились с неба на лодке, на этом острове они встретили несколько варварских племен, наиболее свирепыми из которых были айны». Упоминание об айнах мы находим и в древней китайской хронике, относящейся к эпохе Ханьской династии (189 год до н.э.—30 год н.э.).


О том, что айны населяли Японские острова еще до появления здесь японцев, говорят и «раскопки» лингвистов. Они выявили множество наименований, объяснить которые можно лишь с помощью айнского языка. Английский ученый-миссионер Дж. Бэтчелор высказал предположение, что название горы Фудзияма произошло от айнского «хучи», или «фучи», что в переводе означает «богиня огня».


Обосновывая свою гипотезу, Дж. Бэтчелор отмечал, что японцы, перенимая айнские названия, как правило, сильно искажали их звучание. То же самое, по мнению английского исследователя, произошло и с названием священной японской горы. Он считает, что иероглифическое значение слова Фудзияма — «гора богатства» — меньше соответствует облику потухшего вулкана, чем первоначальное айнское название — «хучи нубури», что означает «гора богини огня». Культ богини огня всегда был развит у айнов, поэтому вполне естественно, что они назвали вулкан ее именем. С течением времени, согласно гипотезе, айнское «хучи» превратилось в японском языке в «фудзи», а вместо «нубури», что в переводе с айнского означает «гора», был подставлен японский эквивалент — «яма».


В эпоху первых контактов с японцами айны жили обособленными кланами, которые носили имена различных диких зверей: медведя, лисы, совы, ястреба. Культура айнов находилась на неолитической ступени развития. Однако это не помешало айнам долгие годы быть грозными соперниками японцев. Военная экспансия японцев встречала героическое сопротивление айнов, японские войска не раз терпели жестокие поражения. Однако силы были неравными.


К XIII веку почти все айны были выселены на Хоккайдо или ассимилировались с японцами. Когда во второй половине прошлого века началось массовое заселение японцами Хоккайдо, айнов потеснили и здесь, на острове.


Сегодня айны живут лишь возле городов Асахигава и Муроран, рядом с озером Акан и на мысе Эримо.


Язык айнов — загадка для исследователей. До сих пор не доказано его родство с другими языками мира, xoтя лингвисты делали много попыток сопоставить айнский язык с другими языками. Его сопоставляли не только с языками соседних народов — корейцев и нивхов, но и с такими «далекими» языками, как иврит и баскский.


У айнов весьма оригинальная система счета. Они считают «двадцатками». Таких понятий, как «сотня», «тысяча», у них нет. Число 100 айны выражают, как «пятью двадцать», 110 — «шестью двадцать без десяти». Система счета усложняется тем, что к «двадцаткам» нельзя прибавлять, от них можно лишь отнимать. Так, например, если айн захочет сообщить, что ему 23 года, он скажет так: «Мне семь лет плюс десять лет, вычтенные из дважды двадцати лет».


Основой хозяйства айнов с давних времен были рыболовство и охота на морского и лесного зверя. Все необходимое для жизни они добывали неподалеку от дома: рыбу, дичь, съедобные дикие растения, луб вяза и крапивное волокно для одежды. Земледелием почти совсем не занимались.

022.jpg

Охотничье вооружение айнов составляли лук, длинный нож и рогатина. Широко применялись различные западни и ловушки. В рыбной ловле айны издавна использовали «марек» — острогу с подвижным поворотным крючком, захватывающим рыбу. Рыбу ловили нередко по ночам, привлекая ее светом факелов.


По мере того, как остров Хоккайдо все плотнее заселялся японцами, охота потеряла главенствующую роль в жизни айнов. Одновременно возрос удельный вес земледелия и домашнего животноводства. Айны стали возделывать просо, ячмень, картофель.


Сейчас айны, живущие близ моря и рек, стараются сочетать земледелие с животноводством и рыболовством для того, чтобы застраховаться от неудачи в каком-либо виде хозяйства. Одно сельское хозяйство прокормить их не может, потому что земли, оставшиеся у айнов, сухие, каменистые, неплодородные. Многие айны вынуждены сегодня покидать свои родные поселки и отправляться на заработки в город или на лесозаготовки. Но и там они далеко не всегда могут найти работу. Большинство японских предпринимателей и рыбопромышленников не желают нанимать айнов, а если и дают им работу, то самую грязную и малооплачиваемую.


Дискриминация, которой подвергаются айны, заставляет их считать свою национальность чуть ли не несчастьем, пытаться максимально приблизиться по языку и образу жизни к японцам.

айнская деревня.jpg

Айнская деревушка обычно обнесена невысокой оградой из неотесанных жердей. На ночь внутрь ограды загоняют лошадей, свиней, которые днем пасутся на свободе, предоставленные самим себе.


Большинство айнских семей ныне живет в домах японского типа, но можно увидеть и традиционное жилище айнов — каркасный деревянный дом с обшивкой и кровлей из тростникового камыша, с плотно утрамбованным глиняным полом. В центре такого жилища — очаг, вдоль стен — чуть приподнятые над полом спальные нары. В углу ларь, в котором хранится домашний скарб. С особой заботой айны берегут старинные мечи — семейные реликвии, которые передаются из поколения в поколение и ценятся превыше всего.


В хозяйстве много резной деревянной посуды собственного производства: корыта, плошки, блюда, подносы.


Национальная айнская кухня состоит главным образом из растительной и рыбной пищи. Хозяйки знают много разнообразных рецептов студней, супов из свежей и сушеной рыбы. В прежние времена распространенной приправой к пище служил особый сорт беловатой глины.


Национальная одежда айнов — халат, украшенный ярким орнаментом, меховая шайка или венок. Раньше материал для одежды ткали из полосок луба и волокон крапивы. Теперь национальную одежду шьют из покупных тканей, но украшают ее богатой вышивкой. Почти каждая айнская деревня имеет свой особый рисунок вышивки. Встретив айна в национальной одежде, можно безошибочно определить, из какой он деревни.


одеждв айнов.jpg


Вышивки на мужской и женской одежде разнятся. Мужчина ни за что не наденет одежду с «женской» вышивкой, и наоборот.


До сих пор еще на лицах айнских женщин можно увидеть широкую татуировочную кайму вокруг рта, что-то вроде нарисованных усов. Татуировкой украшают лоб и руки до локтя. Нанесение татуировки очень болезненный процесс, поэтому его обычно растягивают на несколько лет. Руки и лоб женщина чаще всего татуирует лишь после замужества.


AinuCouple.jpg


Кстати о замужестве. В выборе спутника жизни айнская женщина пользуется значительно большей свободой, чем женщины многих других народов Востока. Айны вполне справедливо считают, что вопросы брака касаются в первую очередь тех, кто в него вступает, и в меньшей степени всех окружающих, в том числе родителей жениха и невесты. От детей требуют, чтобы они с почтением выслушали родительское слово, после чего они вольны поступать, как пожелают. За айнской девушкой признается право свататься к приглянувшемуся ей юноше. Если сватовство встречает согласие, жених покидает своих родителей и переселяется в дом невесты. Выйдя замуж, женщина сохраняет свое прежнее имя.


Айны дают имена детям не сразу после рождения, как это делают европейцы, а в возрасте от одного года до десяти лет, а то и позже. Чаще всего имя айна отражает отличительное свойство его характера, присущую ему индивидуальную черту, например: Эгоистичный, Грязнуля, Справедливый, Хороший оратор, Заика и т. п. Прозвищ у айнов нет, в них нет надобности при подобной системе имен.


Много внимания айны уделяют воспитанию и обучению детей. Прежде всего, считают они, ребенок должен научиться слушаться старших: своих родителей, старших братьев и сестер, взрослых вообще. Послушание, с айнской точки зрения, выражается, в частности, в том, что ребенок говорит со взрослыми лишь тогда, когда они сами к нему обращаются. Он должен быть все время на виду у взрослых, но при этом не шуметь, не докучать им своим присутствием.


Мальчиков воспитывает отец семейства. Он учит их охотиться, ориентироваться на местности, выбирать кратчайшую дорогу в лесу и многому другому. Воспитание девочек возлагается на мать. В случаях, когда дети нарушают установленные правила поведения, совершают оплошности или проступки, родители рассказывают им различные поучительные легенды и истории, предпочитая это средство воздействия на психику ребенка физическому наказанию.


Интересны некоторые обычаи и нормы этикета, соблюдаемые айнами. Если вы, например, хотите войти в чужой дом, то прежде чем переступить порог, надо несколько раз кашлянуть. После этого можно входить при условии, однако, что вы знакомы с хозяином. Если же вы пришли к нему впервые, следует подождать, пока хозяин сам выйдет вам навстречу.


Войдя в дом, необходимо обогнуть очаг справа и, скрестив непременно босые нога, расположиться на циновке напротив сидящего в аналогичной позе хозяина дома. Никаких слов говорить пока не надо. Несколько раз учтиво кашлянув, сложите руки перед собой и потрите кончиками пальцев правой руки ладонь левой, потом наоборот. Хозяин выразит свое внимание к вам тем, что будет повторять за вами движения. В ходе этой церемонии необходимо справиться о здоровье вашего собеседника, пожелать, чтобы небеса даровали благополучие хозяину дома, затем его жене, его детям, остальным его родственникам и, наконец, его родному селу. После этого, не переставая потирать ладони, можете кратко изложить цель вашего визита. Когда хозяин станет поглаживать свою бороду, повторите за ним движение и одновременно утешьте себя мыслью, что официальная церемония скоро закончится и беседа пойдет в более непринужденной обстановке. На потирание ладоней уйдет не менее 20—30 минут. Это соответствует айнским представлениям о вежливости.


Айнский фольклор богат эпическими песнями. Айны любят групповые танцы — довольно медленное переступание то в одну, то в другую сторону, сопровождаемое хлопками и речитативным пением в такт танца.


Танцы сменяются разнообразными и оригинальными национальными играми. Самая популярная из них, пожалуй, «укара». Один из игроков становится лицом к деревянному шесту и крепко держится за него руками, а другой бьет его по обнаженной спине длинной палкой, завернутой в мягкую материю, а то и вовсе без материи. Игра прекращается, когда избиваемый издает крик или отскакивает в сторону. На его место встает другой...


Не торопитесь возмущаться жестокостью айнских игрищ. Здесь есть одна хитрость. Чтобы выиграть в «укара», надо обладать не столько терпимостью к боли, сколько умением наносить удары так, чтобы создать у зрителей иллюзию сильного удара, на самом же деле едва касаться палкой спины партнера.


В айнских селениях у восточной стены домов можно увидеть обструганные ивовые палочки различных размеров, украшенные пучком стружек, перед которыми айны совершают молитвы. Люди, незнакомые с религиозными верованиями айнов, нередко принимают эти палочки, инау, как называют их айны, за символические изображения богов. Это не так. У айнов нет идолов, так же, как нет у них шаманов-профессионалов. Инау — не изображения божества, а жертва, дар, принесенный ему. С помощью инау айны выражают богам свое почтение, передают свои пожелания, просьбы благословить людей и лесных зверей, благодарят богов за содеянное. Специальных культовых помещений у айнов нет. К восточной стене дома, где ставят инау, айны приходят помолиться, отправляясь в дальний путь или на охоту, и сюда же идут, вернувшись из путешествия.


Инау можно встретить и на морском берегу, в местах, откуда уходят на рыбную ловлю. Здесь дары предназначаются двум морским богам-братьям. Старший из них злой, он навлекает на рыбаков различные беды; младший — добрый, покровительствующий людям. Айны выказывают почтение обоим богам, но питают симпатию, естественно, только ко второму.


По поверию айнов, мир создало некое верховное существо. Но строительные работы, в частности острова Хоккайдо, вели два «промежуточных бога» — бог-мужчина и бог-женщина. Богине был доверен западный участок, а богу восточная и южная части острова.


Бог-мужчина тотчас же принялся за порученное ему дело, а богиня, встретив подружку, довольно долго судачила с ней о том о сем, а потом, чтобы уложиться в срок, сделала свою работу наспех, кое-как. И вот в результате ее недобросовестности западное побережье острова Хоккайдо и скалистое и неровное... Эту легенду айны-мужчины очень любят повторять своим женам.

(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
комментариев:1 просмотров: 3797

Что еще интересного?




Интерьер

Старые вещи в дело

Старые вещи в дело
8365
2
Друзья называют вас барахольщиком и Плюшкиным? Мы докажем всем, что старым вещам можно найти достойное применение. Какое? Читайте в нашем обзоре.

Авто

5 самых распространенных ошибок водителя

5 самых распространенных ошибок водителя
6153
9
Нам часто кажется, что вождение автомобиля - это чисто механические действия. На самом деле, это совсем не так. Порой, водителю на дороге приходится решать сложные задачи за очень короткое время. 

Психология

Все возрасты женской сексуальности

Все возрасты женской сексуальности
5661
15
ШIесть периодов развития сексуальности – образно, тонко и убедительно